Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль)

Дата: 8 февраля 2017 в 14:26

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
Министра образования

                                                                                                       Якжик В.В.

                                                                           12.07.2013 г.

Типовая программа дополнительного

образования детей и молодежи

(социально-педагогический профиль)

Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально-педагогического профиля (далее – программа) представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по социально-педагогическому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Процесс социализации реализуется через систему социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

В учреждении образования необходима организация профессиональной психологической помощи и социально-педагогической поддержки учащихся. Социально-психологическое обучение при этом рассматривается как направление, обеспечивающее интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала педагогического общения в процессе формирования гармоничной личности учащегося.

Реализация программы содействует освоению учащимися социального опыта, приобретению ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни, овладению некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными ролями. Учащийся обучается быть личностью.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по социально-педагогическому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах. Освоение образовательных областей, тем осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина.

Задачи:

обучающие:

обучение учащихся навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания;

<pre> повышение психолого-педагогической и правовой культуры учащихся;</pre> <pre> приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;</pre> <pre> развивающие:</pre>

развитие социально-психологической компетентности учащихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;

создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;

<pre> организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся;</pre>

воспитательные:

содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии.

профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни;

охрана и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности;

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по социально-педагогическому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста учащихся: до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю; 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю; 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю; от 14 лет и старше – до 12 учебных часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи социально-педагогического профиля:

межличностное взаимодействие, психология успеха, личностный рост, профессиональное самоопределение, права человека, психоэмоциональное состояние и способы его саморегуляции, конфликтология и партнерство, здоровьесберегающие технологии, формирование гендерной культуры, ответственного родительства, одаренные дети и их социализация, развитие творческих способностей детей с особенностями психофизического развития как способ социальной адаптации и др.

Перечень направлений и видов деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, может изменяться в соответствии с запросами участников образовательного процесса.

Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей

Количество часов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

от 30% до 50%

от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей

Всего

часов

Количество часов

Теорети-ческих

Самостоя-тельных

Контроль-ных

Практических

Около

20 %

Около

40 %

Около

20 %

Около

20%

(при

возможности проведения)

Содержание образовательных областей

В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее освоить содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.

Методическое обеспечение реализации программы

Принципы организации обучения и воспитания

Принцип гуманизации и демократизации личностных отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в учащегося, сотрудничество, мастерство общения.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

Принцип открытого общения способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь учащихся в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Принцип природосообразности связан с необходимостью учитывать природные задатки учащегося, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления их способностей.

Принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья учащихся.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;

побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Структура программы:

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание

4. Формы и методы реализации программы.

Формы реализации программы подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы и возраста учащихся:

организационные формы – лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинги, коллективно-творческое дело;

активные формы – семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-заслушивание и обсуждение и т.д.), дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;

игровые формы – деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;

самостоятельные занятия учащихся –самостоятельные исследовательские, практические и теоретические  работы и др.

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

Методы реализации программы

Широкое распространение в дидактике последних лет получила следующая классификация методов обучения, в которой выделены три группы методов:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы:

перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);

практические (опыты, упражнения, выполнение тестов);

логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, информацией, базой данных и пр.).

Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:

методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);

методы формирования ответственности к обучению (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Знания по программе не могут подвергнуться жесткому контролю, так как программа направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала.

Реализация программы призвана способствовать:

социальной адаптации учащихся;

повышению уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами;

формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни и устройства общества;

созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

В результате освоения программы у учащихся актуализируются такие психологические процессы, как:

познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;

способность самостоятельно добывать знания;

исследовательская деятельность;

потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;

сформированность общей психологической культуры;

получение учащимися начального уровня практически ориентированных уровней психологического образования;

активная деятельность учащихся для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;

творческое мышление учащихся, стремящихся к раскрытию личностного потенциала, направленного на поиск места в социуме, профессионального самоопределения;

успешное прохождение кризисных возрастных этапов.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2011.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
  3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
  4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.