Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Сценарии для классного часа

Дата: 23 декабря 2016 в 10:22

Классный час - тренинг на сплочение коллектива
Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей. 

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы. 

Ход занятия 

Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга: 

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 


Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 
 

  1. Общение по принципу “здесь и теперь”. 

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 
 

  1. Конфиденциальность всего происходящего. 

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 
 

  1. Персонификация высказываний. 

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. 
 

  1. Искренность в общении. 

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 
 

  1. Уважение к говорящему. 


Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. 
 

  1. Не опаздывать!” 

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но, хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".


Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем. 

Упражнение «Счёт до десяти» 

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. 
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. 

Обсуждение: 
 

  • Что с вами происходило? 
  • Если не получилось, то почему? 
  • Какую стратегию вы выбрали? 

    Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.). 

    Обсуждение, какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания? 

    Упражнение «Путанка» 

    Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников. 

    Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает психолог). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть» 

    Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания? 

    Упражнение «Поезд» 

    Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. 

    Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, нестолкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть. 
    Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда». 

    Рефлексия: 
     
  • Какие чувства испытывали? 
  • Что нового узнали о себе, о классе? 
  • Как будете использовать эти знания? 
  • Чему научились? 
  • Как это пригодиться в будущем? 
  • Что было важным? 
  • Над чем вы задумались? 
  • Что происходило с вами? 
  • Что нужно развивать на будущее? 

Спасибо, за внимание и активное участие! 

Список литературы: 
 

  1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 
  2. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ "Сфера", 2000. 
  3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004. 

Классный час

в 6 классе

по здоровому образу жизни 

в форме игры «Счастливый случай»
Цель: 

Воспитательная: воспитание дружбы, товарищества

Развивающая: развитие у детей интереса к своему здоровью, по­нимания значения спорта в жизни человека; 

развитие умения работать сообща, согласовывая свои действия с командой, а также индивидуально и в группах 

Обучающая: расширить представления учащихся о здоровом образе жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков 

ТИП классного часа: комбинированный

ВИД классного часа: урок-игра

МЕТОДЫ: творческий, диалогический

Оборудование: часы с секундной стрелкой, компьютер, мультимедиапроектор.
Ход классного часа
 


  1. Разминка. Инсценировка сказки.


Ведущий. Сначала дети покажут сказку «Репка», которую сочинил Ю. Кушак по мо­тивам русской народной сказки. 

От автора.

Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Жучка - хвост колечком -

Дремлет у крылечка.

На крыльцо выходит дед,

Он тепло очень одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна:

«На зарядку, на зарядку становись!» 

Дед. У меня здоровье крепкое,

Посажу-ка лучше репку я.

От автора.

Лопату берет, идет в огород. 

Бабка. И у бабки без зарядки,

Слава богу, все в порядке! 

От автора.

Рот разевает, громко зевает. 

Внучка. Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

От автора.

На лавку садится, заплетает косицу.

Выходят собака Жучка и кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки! 

От автора.

Жучка за кошкой,

Кошка - в окошко.

Выходит мышка

В спортивных штанишках,

Майка на теле,

В лапках гантели. 

Мышка. Раз! И два! И три - четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать -

Бегемота поднимать!

(Миша под музыку показывает тектоник)

От автора.

Бегает, прыгает, лапками дрыгает. 

Дед. Ох, умаялся с утра... (Уходит.) 

Бабка. Да и мне на печь пора. Бабка уходит. 

От автора.

На крылечке снова дед.

Видит репу в огороде

И себе не верит вроде.

Встал он возле репки -

Репка выше кепки.

Из открытого окна

Та же музыка слышна.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда,

Без него - совсем беда! 

От автора.

Тянет-потянет -

Вытянуть не может. 

Дед. Где ты, бабка? 

Бабка. Я сейчас!

Ай да репка удалась! 

От автора.

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут.

Дед. Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу! 

От автора.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут. 

Внучка. Ломит спину, ноют ручки.

Нет, не справиться без Жучки. 

От автора.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут. 

Жучка Разбудить придется кошку,

Пусть потрудится немножко! 

От автора.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор. 

Кошка. Мышку звать? Какой позор!

Мы пока и сами,

Кажется, с усами. 

От автора.

Тут из норки мышка - прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку грядку -

Становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться! 

От автора.

Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку. 

Дед и бабка.

Влево - вправо,

Влево - вправо!

Получается на славу! 

Мышка. Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть! 

От автора.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут -

Вытянули репку!

Ведущий. К чему призывает эта сказка? (Беседа с деть­ми)

Для чего необходимо выполнять зарядку и динамические паузы на уроках?
Тема классного часа:

Игра «Счастливый случай» по здоровому образу жизни
1-й гейм «Дальше, дальше...»

Команды отвечают на вопросы поочередно на время. Один вопрос — 1 балл. Время засекается. Команда, затратившая меньшее время получает дополнительные баллы.

Вопросы 1-й команде:
 


  1. Сколько часов в сутки должен спать подрос­ток? (9-10 часов.)

  2. Питание по распорядку. (Диета.)

  3. Соблюдая ее, вы соблюдаете главный ее прин­цип: «Чистота — залог здоровья». (Гигиена.)

  4. Дрессировка организма для здоровья. (Закали­вание.) 


5. Нарушение функций организма, возникающее при недостатке витаминов. (Авитаминоз.)

6. Полное благополучие физического состояния. (Здоровье.)

7. Кто предупреждает курильщиков о вреде курения? (Минздрав.)

8. Пониженная двигательная активность. (Гиподинамия.)

9.Самая опасная болезнь 21 века. (СПИД.)

10. Напиток, который может погубить и семью и жизнь. (Водка.)

Вопросы 2-й команде:
 


  1. Переживание для организма. (Стресс.)

  2. Что такое кариес? (Болезнь, разрушающая зубы).

  1. Способность организма давать отпор чужерод­ным телам. (Иммунитет.)

  2. Приспособление живых организмов к условиям среды обитания. (Адаптация.)

  3. Его капля убивает лошадь. (Никотин.)

  4. Ее причина — недостаток гемоглобина в крови. (Анемия.)

  5. Какой орган поражается у курильщиков прежде все­го? (Легкие.)

  6. Вспомните девиз Олимпийского движения. («Быст­рее, выше, сильнее».)

  7. Какую болезнь называют «болезнью грязных рук»? (Дизентерия.)

  8. Травма, нанесенная огнем. (Ожог.)




2-й гейм «Заморочки из бочки»
Участники команд по очереди достают из бочонка вопросы-заморочки и отвечают на них

1.Если верить древнему историку, во время по­ходов Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными забо­леваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого чудодейственного металла изготовляли офицерскую посуду? (Из серебра, обладающего бак­терицидными свойствами.)
 


  1. Назовите комнатное растение, которое: во-пер­вых, съедобно — можно положить 1-2 листочка в са­лат или съесть просто так, без приправ; во-вторых, лечит горло, голосовые связки, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение. (Каланхоэ.)

  2. Какая поговорка расписывает нам режим пита­ния? («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».)

  3. Может ли обычная розетка стать источником заболевания? (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и электромагнитные приборы созда­ют в квартирах пересекающиеся электромагнитные поля, которые могут изменять электромагнитное поле человека и вызывать заболевания.)

  4. Установлено, что не менее 90 % курильщиков со стажем воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Почему? (Они с рождения были пассивными курильщиками.)

  5. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)

  6. По каким признакам можно предположить, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет глаз, расширенные зрачки, агрессивность, нервозность, худоба, бледность кожных покровов.)

  7. Какое лекарственное животное пропагандиро­вал Дуремар — персонаж сказки Алексея Толстого?(Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, она способ­ствует снижению кровяного давления. Кроме того, вы­рабатывает вещество гирудин, предотвращающее свертываемость крови.)

  8. Стоит ли в жару употреблять много жидкости? (В жаркую погоду усиливается потоотделение, а с по­том из организма уходит соль. Чем больше пьешь, тем больше потеешь, тем больше у организма потребности к восстановлению солевого баланса — человека муча­ет жажда. Чтобы избежать этого, рекомендуется съесть с утра кусочек хлеба, посыпанный солью.)

  1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам пере­нести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропи­ческими растениями. Утром дама проснулась с го­ловной болью. Почему? (Ночью фотосинтез прекра­щается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые не­безопасны для здоровья.)

  2. Почему человек, употребивший алкоголь, мо­жет легко получить обморожение и даже замерз­нуть?(Алкоголь нарушает деятельность центра тер­морегуляции, человек теряет тепло, не ощущая при этом холода.)

  3. Во многих селах России и Украины был обы­чай: летом во избежание скисания молока опускать в него лягушек. Какую функцию выполняли лягуш­ки? (Слизь кожных желез лягушек содержит бактери­цидные вещества. Они и мешают развиваться молоч­нокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.)



3-й гейм «Ты - мне, я - тебе»
Команды задают друг другу по три вопроса (учитель их заранее узнает)
 


  1. Можно ли считать экологически чистыми ово­щи, выращенные с использованием навоза, без других органических удобрений? (Если выращивать овощи на почвах с интенсивным внесением навоза, то количество нитратов в них даже увеличивается, кроме того, навоз может вызвать загрязнение про­дукции яйцами гельминтов и другими возбудителями заболеваний.)

  2. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Поче­му? (В Арктике и Антарктиде воздух практически сте­рильный, поскольку болезнетворные бактерии и виру­сы при очень низких температурах погибают. В сред­ней полосе из-за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызываю­щих респираторные заболевания.)

  3. В Средние века существовала казнь «под коло­кол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и мед­ленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека — 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 — непереносимые.)

  4. Многие народы, живущие на территории Рос­сии, почитали это дерево как священное. По якутс­ким поверьям, на ветках его живет хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом:


Первое дело — мир освещать,

Второе дело — скрип утешать,

Третье дело — больных исцелять,

Четвертое дело — чистоту соблюдать.

Что это за дерево и о чем поется в песне? (Бере­за. Люди освещали дома березовыми лучинами; дег­тем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; отвар из березовых почек лечил от бо­лезней почек, печени; березовыми вениками мыли полы и парились в бане.)
 


  1. Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекар­ственные растения вдоль автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.)

  2. Как добиться хорошего цвета лица, не исполь­зуя косметических средств? (Чаще бывать на све­жем воздухе, употреблять больше овощей и фруктов, не курить.)



4-й гейм «Темная лошадка»
Ответы на вопросы находятся в черном ящике

1.В черном ящике находятся незаменимые гомо­логически активные вещества, биокатализаторы об­менных процессов в организме, которые необходи­мо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины.)

2. Изделие, находящееся в черном ящике, способ­но при его употреблении выделять синильную кис­лоту, сероводород, бензпирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигарета.)
5-й гейм «Гонка за лидером»
Каждый вопрос — 1 балл. Кто раньше ответит
 


  1. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды.)

  2. Гормон страха. (Адреналин.)

  3. Человеческий орган размером с кулак. (Сердце.)

  4. Эмоциональное выражение потребности чело­века в пище. (Аппетит.)

  5. Углеводород из основных продуктов обмена ве­ществ и один из основных источников энергии.(Глюкоза.)

  6. Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство.)

  7. В сутки ее организму требуется около 2-х лит­ров. (Вода.)

  8. Сок этого растения используют вместо йода, для выращивания бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел.)

  9. Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка.)

  10. Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец.)

  11. Минимальное расстояние от телеэкрана, на ко­тором надо находиться при просмотре телепере­дач. (3 метра.)

  12. Какое растение способствует очищению возду­ха в помещении? (Хлорофитум.)

  13. Вещество, употребление которого вызывает бы­строе привыкание и приводит к полной деграда­ции личности. (Наркотики.)

  14. Продукт из фруктов, который рекомендуется вы­пивать за 30 минут до еды. (Сок.)

  15. «Орган злости». (Печень: застой желчи приводит к плохому настроению, беспокойству, озабоченности, злости.)

  16. Комнатные растения, используемые для лече­ния нарывов. (Алоэ, каланхоэ.)

  17. Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград. (Пифагор.)

  18. Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)

  19. Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов.)

  20. Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза.)

Жюри объявляет результаты конкурса.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Оформление: эпиграфы на доске; репродукции картин В. Васнецова, А. Волкова, К. Маковского, фотографии учащихся, выставка книг о дружбе.

Подготовка к классному часу:

- оформить выставки книг, репродукций, фотографий;

- учащиеся готовят сообщения о дружбе;

- группа чтецов подбирает стихи о дружбе;

- группа музыкальных оформителей подбирает песни о дружбе.

Эпиграфы к классному часу

Самый прекрасный подарок после мудрости, кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

Ларошфуко

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Сенека

Ирония убивает.

Буаст.

Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.

Сократ

Дружба исчезает там, где равенство перестает суще­ствовать.

Обер.

Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.

Лабрюйер

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.

Ларошфуко

Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом.

Боше.

Ход классного часа

Классный руководитель. (Всю беседу проводит классный ру­ководитель, ему помогает группа учащихся, которые подготовили

сообщения.) Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья?

Представь, что ты идешь по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:

«Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как посту­пить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выбе­решь ты?

(Рассуждения ребят.)

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Почему люди дружат?

3. Почему люди ценят дружбу?

4. От чего зависит дружба?

5.  Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

(Ответы на вопросы.)

Классный руководитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от­рицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?».

Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам рас­скажут ребята. Они заранее получили задания придумать или вспомнить из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усом­ниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.

1-Я СИТУАЦИЯ

1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше назы­вать вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись места­ми, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 1-и ситуации.)

2-Я СИТУАЦИЯ

2-й ученик. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предло­жила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согла­сился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?

(Обсуждение 2-й ситуации.)

3-Я СИТУАЦИЯ

3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упа­ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко­робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа­лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной

моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».

Что же такое дружба в вашем понимании?

(Возможное определение: это очень близкие отношения, осно­ванные на взаимном доверии и общих интересах.)

В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привя­занность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

В заключение нашего классного часа мы проведем небольшой тест «Настоящий ли ты друг?».

Тест

«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечис­ленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность - он никогда вас не подведет;

б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость - вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сде­лаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообе­щаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем со­чувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осоз­нанной жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) два;

г) трое;

д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все;

г) немногие;

д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы ус­пели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы до­веряете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разуз­наете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и зани­маетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда;

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от кон­кретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже вся­кий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

ОЧКИ

А

Б

В

Г

Д

1

10

5

15

0

20

2

20

0

5

15

10

3

15

10

10

15

20

4

0

5

10

15

20

5

15

20

10

5

0

6

20

10

10

0

15

7

15

10

0

5

0

8

5

0

10

20

15

9

0

5

10

-

-

10

0

10

20

15

5

11

10

15

20

0

5

12

15

0

5

10

20

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду­ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со­гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы­ваетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про­являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ­ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са­мопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - вели­кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб­ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить­ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили усло­вия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, об­мен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.

Конспект классного часа в форме ролевой игры

"Планета друзей"

Цели:

1. Определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном сообществе.

2. Создать кодекс классного коллектива.

3. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

4. Способствовать формированию у учащихся субъективной позиции в моделировании и построении жизнедеятельности классного сообщества.

Ход игры

I. Распределение класса на группы.

II. Вступительное слово учителя.

 Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на нашей игре "Планета друзей".

 На наших классных часах, беседах мы пытаемся каждый раз задумываться над очень важными вопросами, которые задаем себе: "Каким должен быть человек?", "Каким я должен быть?", "Чем он должен руководствоваться в отношениях с другими?", "Что для этого я должен сделать?", "Должен ли подчиняться правилам поведения?", "Какими должны быть эти правила?"

 Видите, сколько вопросов. И они, конечно же, не случайны. Ведь человек живет среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими. Как оценивает себя и свое поведение. И подтвердить эту мысль хочется словами поэта А.Межирова, которые будут служить эпиграфом к нашей игре:

"Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей."

 На одном из занятий вы пробовали оценить себя, посмотреть на себя со стороны. И мы пришли к выводу, что человек, живя среди людей, должен возлагать на себя определенные обстоятельства по отношению к окружающим. Он должен подчиняться правилам поведения в обществе. И как говорит Д.Леббок

"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами"

Вот мы с вами уже 3 года живем одной семьей. По-разному складываются у нас взаимоотношения. Но до сих пор нет у нас свода правил жизнедеятельности в классном коллективе.

Я предлагаю вам создать сегодня свой кодекс отношений между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведем игру "Планета друзей".

III. Игра.

1. Итак, игровая ситуация такова: существует множество планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, т.е. выбрали с кем поселитесь на одной из планет. У нас также будет работать экспертная группа, которая будет обрабатывать сведения с ваших планет и поможет создать кодекс взаимоотношений между вами.

2. Первое задание (дается 5 минут). Начнем с того, что вы придумаете название своей планете и расскажите о населении, которое будет проживать на вашей планете.

Слово учителя: Хотелось бы, чтобы названия планет были связаны с теми нравственными понятиями, о которых мы говорили на классных часах, беседах. О некоторых из них я выписала на доску высказывания знаменитых людей, философов, поэтов.

Упражнение – активатор. Перед выполнением давайте проведем упражнение – активатор. Возьмитесь все за руки. Пожмите друг другу руки. Нужно хорошо понять и почувствовать друг друга, чтобы легче работалось в группе.

Парад планет. (название, население)

Вы хорошо представили свои планеты. Теперь вам предстоит доказать, что вы – достойные представители своих планет.

3. Второе задание командам. Сейчас вы должны определить правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Приступайте.

4. Представление командами своих правил. Обработка экспертной группой.

5. Третье задание. Разыгрывание ситуации.

 У вас такие замечательные, идеальные получились планеты с удивительными взаимоотношениями. Но согласитесь, что на планете Земля каждый день случается несчетное количество конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну историю из жизни школьников. (Чтение рассказа О.Тихомирова «А вдруг…», помещенного в методическом пособии Е.Н.Степанова «Классному руководителю о воспитательной системе класса»)

Пользуясь правилами разрешения конфликтов, обыграйте ситуацию, как бы вы поступили или посоветовали поступить, если между вами (друзьями) произошла ссора.

Показ группами выхода из сложившейся ситуации.

IV. Слово экспертов.

1. Вы правильно все поступили. Как говорил М.Горький, «никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

2. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать?

3. Вот несколько нехитрых правил:

 изучайте положительные эмоции (ведь веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает);

 улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой;

 демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;

 называйте его по имени и так, как хочет он сам;

 умейте слушать и распределять инициативу в разговоре;

 говорите комплименты;

 поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.

V. Слово учителя:

 Спасибо экспертной группе за советы. Скажите, а можно эту технику общения вместе с выработанными вами правилами использовать у себя в классе, в школе, в обществе. Конечно, да! И у вас появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно назвать «Планетой друзей».

 Ну а сейчас наступила пора подвести итог. Экспертная группа, обработав сведения с ваших планет, разработала кодекс взаимоотношений в нашем классе. Мы должны будем его утвердить, т.е. дать ему законную силу.

VI. Кодекс отношений в классном коллективе.

1. Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.

2. Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.

3. Живи по совести всегда, помогай там, где беда.

4. Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

5. Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.

6. Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.

7. Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,

Навсегда в себе пресечь безобразий странность.

8. Слов на ветер не бросать,

Не дерзить напрасно,

Никогда не унывать –

Мыслить только ясно.

9. Достоинством гордясь,

Собою не кичиться.

А с ошибками борясь,

Этике учиться.

10. Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для него смысле.

VII. Заключение.

1. Эксперт: Ребята, давайте жить в нашем коллективе по этому кодексу! Тогда будет крепнуть ваша дружба в классе, и никто не будет чувствовать себя одиноким, все будет ладиться между нами. Вы согласны?

2. Учитель: Вот и закончилась игра, в ходе которой вы создали кодекс взаимоотношений в классном коллективе. Но хочется, чтобы вы глубоко проникли в него не только в классе, но и вообще в жизни с окружающими вас людьми руководствовались этими вышеизложенными принципами, оценивая свое поведение и поступки.

 Закончить игру хочется словами Б.Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.

 Считаю, что нам удалось сегодня провести игру, которая вылилась в хороший итог. А вы как думаете? Благодарю вас за участие в игре. До свидания! До встречи!

Приложение

I. Оформление доски.

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами». Д.Леббок

«Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа тяжелей:

Работа эта – быть среди людей»

А.Межиров

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» Б.Паскаль

«И было человеку дано:

Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки.

Сила, дабы он мог преодолевать их.

Ум и Доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним» Чабула Амираджиби

«Наслаждение общением – главный признак дружбы» Аристотель

«Дружба основывается на сходстве характеров, интересов в общем совместном деле» Гегель

«Единомыслие создает дружбу» Демокрит

II. Правила разрешения конфликтов:

 Ничего не начинай во гневе!

Глуп тот, кто во время бури садится на корабль (И.Гаут).

 Не будьте злопамятны.

 Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было.

 Прощать надо молча – иначе какое же это прощение.

 Будь принципиален, но не борись ради принципа.

 Чаще улыбайтесь.

 Во всем надо знать меру.

 Сказать правду тоже надо уметь.

 Не превращайте настойчивость в назойливость.

 Будьте справедливы и терпимы к людям.

 Не переоценивайте свои способности и возможности и не умоляйте способности и возможности других.

 Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

 Проявляйте выдержку, овладевайте умением саморегуляции.

 Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, т.е. "встать на его место".

 Не скрывайте доброго отношения к людям.

 Не скупитесь на похвалу.

 Будьте выше мелочных разборок.

 Не судите, да не будете судимы.

III. Высказывания о нравственных понятиях: честь, советь.

Совесть

"Есть совесть – есть и стыд. А нет стыда и совести нет"

"Жить по совести всегда – это очень важно,

Помогать там, где беда, надо не однажды"

"Из пустяковой сплетни может родиться смертельная ненависть"

"Не надо сплетен, не будет ссор"

"Не забывайте, что в вас есть нечто более великое, чем вы сами. Не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке: недаром подлеца терзают угрызения совести. Не забывайте и о том, что даже, если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз" (Андре Моруа)

"Усилием воли заставляй себя трудиться на совесть"

"Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего" (Чингиз Айтматов)

"Совесть – лучший контролер"

"Быть хорошим – значит быть в согласии с самим собой" (О.Уайльд)

"Совесть – это зритель и судья добродетели"

"Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть – применение наших поступков к этому закону" (И.Кант)

"Чаще заглядывай в самого себя" (Цицерон)

Честь

"Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,

Навсегда в себе пресечь безобразий странность.

Слов на ветер не бросать, не дерзить напрасно.

Никогда не унывать, мыслить только ясно.

И достоинством гордясь, собою не кичиться,

А с ошибками борясь, этике учиться"

"Береги честь с молоду"

"Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть

Того, кто сердце отдал людям"

"Красиво жить не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой."

Откровенный разговор

           

Классный час                     

• Цель: сформировать представление об индивидуальных и коллективных

ценностях в классе.

• Форма: «огонек».

 Подготовительная работа.

Такой разговор возможен в любом по возрасту классе, просто в зависимости от этого он сложится по-разному. Его целесообразно проводить, подводя итоги, например, полугодия или какого-то законченного этапа совместной жизни класса. В начале учебного года вы вместе строили планы, представляли себе, каким будет

класс, какие события вас ожидают. А теперь наступил момент, когда можно остановиться и подумать. Это важная работа, и к ней необходимо подготовиться. Если в классе есть постоянно действующие микрогруппы, следует предложить им предварительно встретиться и обсудить темы предстоящего разговора. Можно провести в классе анкету, например, следующую.

Анкета

Дорогой друг! Позади половина учебного года. Давай попробуем оценить, как жилось в нашем классе, чтобы во втором полугодии нам всем стало легче, адела получались бы еще интереснее. Допиши, пожалуйста, предложения:

1. Самые яркие впечатления за полгода у меня оставили _______

2. Из проведенных дел в классе, школе мне больше всего понравилось

______              .потому что____________________________

3. Я буду.рад, если__________

4. Больше всего я разочаровался в

5. О тех людях, которые меня окружают., я могу сказать

6. Я буду протестовать, возмущаться, если

7.. Если бы я был классным руководителем, то я , а если директором школы,

то______________________________

Спасибо за откровенность!

Конечно, педагог может изменить анкету, ориентируясь на свой  какие-то пункты окажутся не нужны или появятся другие. Ответы ребят помогут лучше представить предстоящий разговор. Важно также продумать обстановку, в которой пройдет мероприятие, способы, которые помогут создать атмосферу доверия и доброжелательности.

* Содержание классного часа.

 Классный руководитель задает тон откровенного разговора. Возможно, вопросы анкеты послужат своеобразным планом. Важно точно реагировать на реплики ребят, чтобы сохранить позитивный настрой и оперативно находить ответы. Педагог - доверенное лицо для ребят, только ему известны ответы ребят на поставленные вопросы. Это должно помочь обратить внимание классного руководителя на кого-то из учащихся, заранее предвидеть возможные «больные» темы разговора.

Завершить Классный час следует на мажорной ноте, чтобы дальнейшая жизнь в классном коллективе была дорога для ребят. В будущем сами дети подскажут новые дела и планы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.